Библия и боль бесплодия

Библия и боль бесплодия

От надежды к отчаянию

Вам вырезали аппендицит? Нуждались ли вы после этого в помощи душепопечителя, чтобы справиться с осознанием потери части вашего тела? Вы душеопекали кого-либо в связи с потерей аппендикса? Вероятнее всего, нет. Мы можем прожить всю жизнь и без аппендикса. Мы можем ходить на работу, косить газон, ходить в продуктовый магазин и жить нормальной жизнью. Почему же, в таком случае, когда наша репродуктивная система не работает, это так разрушительно влияет на нашу жизнь, несмотря на то что мы все же можем делать все вышеперечисленные вещи?

В одном исследовании 63% женщин, которые прошли и через бесплодие, и через развод, отметили, что для них бесплодие более болезненно, чем развод. В другом исследовании, женщины, которые прошли через хронические или опасные для жизни заболевания, отметили эмоциональную боль от бесплодия на одном уровне с болью от смертельной болезни.

Трудно иметь дело с бесплодием. Ваше Богом данное желание иметь детей попрано. Когда вы подрастали, люди вокруг говорили: «Когда ты вырастешь, и у тебя появятся дети…» Все подразумевают способность к деторождению.

Бесплодие вдребезги разбивает ваше представление о себе. У вас в голове есть определенная картинка. Вы замужем. У вас есть дом, обнесенный белым частоколом. У вас минивен и большая собака. Но где дети? Бесплодие разрушает эту розовую идиллию. Бесплодие часто бывает неправильно понятым. Люди не воспринимают его всерьез. Человек с хроническим заболеванием или со смертельной болезнью получает поддержку ото всех вокруг. Но бесплодной паре люди вокруг обычно дают банальные советы: «Посмотри, сколько у тебя благословений!» Если пара признается, что мечтает о детях, другая может сказать: «Бери моих!»

Бесплодием страдает каждая шестая пара. В возрасте старше 35 лет уже каждая четвертая пара страдает бесплодием. В вашей церкви, у вас на работе, в кругу ваших друзей, пары страдают бесплодием. Эти пары нуждаются в вашей поддержке и заботе.

Бесплодие как один из видов страданий

Мы живем после грехопадения. Наши тела не всегда работают так, как они были изначально сотворены. Анна, Рахиль и другие женщины в Библии свидетельствуют о глубокой тоске, страдании и душевной боли от бесплодия. Бесплодные пары и сегодня испытывают ту же напряженную душевную боль, тоску и страдания. Обходитесь с ними с состраданием и заботой.

Цикл «надежда — отчаяние»

Одной уникальной особенностью бесплодия является цикл «надежда — отчаяние». В начале своего ежемесячного цикла у женщины появляется большая надежда. Я забеременею в этом месяце. Я в этом уверена. Месяц подходит к концу. Беременность не наступила. Она в отчаянии. Наступает следующий месяц. Вновь большая надежда. Но беременности нет. Надежда трансформируется в отчаяние.

Когда женщина лечится от бесплодия, она обретает надежду. Она заставляет себя проходить весь процесс лечения, пробуя новые методы, делая процедуры. Она надеется. Но чем сильнее надежда, тем глубже падение. Отчаяние становится интенсивнее после каждой неудачной попытки забеременеть.

Я вышла замуж в 36 лет. Мой муж Фил все еще учился в семинарии. Мы приняли решение не заводить ребенка в течение первого года. Через год после свадьбы мы попытались забеременеть. Спустя семь месяцев я все еще не была беременна.

Я предполагала, что у меня не может быть проблем с фертильностью. У меня и мысли не было о том, что способность к зачатию стремительно снижается с возрастом. Я считала, что если у женщины есть менструация, значит, она может забеременеть. Оказалось, это не так. После попыток забеременеть в течение семи месяцев я пошла к своему гинекологу. Он успокоил меня: «Ежедневно ведите таблицу базальной температуры тела. В период овуляции температура вашего тела повысится 0,5–1 градус. В этот период вы будете способны к зачатию». Также врач посоветовал сдать тесты на уровень гормонов в крови. Позже медсестра позвонила мне и сообщила тревожные результаты: «Уровень ваших гормонов нормальный для женщины, вступающей в период менопаузы».

Менопауза! Мне было 37 лет. Менопауза — это для 50-летних женщин! Менопауза — это не про меня! Как это могло произойти? У меня еще не было шанса забеременеть! Я запаниковала. Но мой врач не был обеспокоен: «Не переживайте. Вы будете циклически входить и выходить из менопаузы. Вы сможете забеременеть в один из месяцев, когда ваш организм не будет в менопаузе». Я вновь обрела надежду.

Мы ждали два мучительных месяца, прежде чем смогли попасть на прием к специалисту по зачатию. Этот специалист просмотрела результаты анализов, собрала детальную историю, провела обследование и задала ряд очень личных вопросов о нашей сексуальной жизни. Потом она отклонилась на спинку стула и сказала: «Я думаю, что очень маловероятно, что вы сможете иметь своего собственного биологического ребенка». У меня перехватило дыхание. За один час чрезвычайная надежда сменилась в моей душе глубоким отчаянием. «Но, — сказала она, — вы можете попробовать лекарства для стимуляции зачатия в тот период, когда ваш организм будет не в периоде менопаузы». Мы начали процесс анализов, лечения и прием лекарств, стимулирующих зачатие. Мерзкие, отвратительные процедуры. Неприкосновенность личной жизни супругов растворилась в этом процессе. Жизнь стала гораздо более сложной. Мне нужно было каждый вечер колоть уколы. Каждое утро я ехала из пригорода в город на прием к специалисту. Там мне брали кровь и делали УЗИ, проверяя мои яичники на наличие созревающей яйцеклетки. Другой врач делал биопсию эндометрия, чтобы проверить в состоянии ли я выносить ребенка.

Прошел первый месяц следования всем процедурам. Ничего. Мы проделали весь путь повторно. Ничего. Спустя какое-то время я начала походить на наркоманку, так как у меня брали кровь попеременно то из одной, то из другой руки. Мы начали третий цикл, но в это время умер мой отец. Я уехала домой в Новую Англию, чтобы побыть с семьей, заканчивая лечение третьего цикла. У меня начали появляться фантазии. Я стала торговаться с Богом: «Ты забрал моего отца, но возможно Ты собираешься вдохнуть новую жизнь в меня, ведь так?» Я несколько недель жила этими мыслями. Я знаю, что так будет. Так должно быть. Любое малейшее недомогание (тошнота, головокружение) приносило подтверждение моим внутренним размышлениям, которые сменялись горьким разочарованием.

Медицинский и физический опыт

Бесплодные пары в своих попытках зачать ребенка проходят через определенный опыт и разочарования: подробные расспросы врача об их сексуальной жизни. Бесчисленные медицинские процедуры и обследования. Секс по расписанию. Некоторые другие моменты, с которыми приходится иметь дело.

Гормональные сбои. В начале цикла, когда вы принимаете эстроген, вы ясно мыслите и действуете целенаправленно. Вы в приподнятом настроении. Но в прогестероновой фазе цикла вы начинаете реагировать по-другому. Становится трудно думать, легко погрязнуть в проблемах и впасть в депрессию.

Расходы. Они зависят от того, сколько покроет ваша страховка. У нас была очень хорошая страховка. Все наши анализы и обследования покрывала страховка, но это не касалось лекарств. Мы потратили около 2 000 долларов на лекарства. Более сложные процедуры, которые не покрываются страховкой, могут стоить гораздо дороже. Расходы могут добавить стресса и без того стрессовой ситуации.

Решения. Как долго вы собираетесь продолжать попытки забеременеть? Сколько циклов вы готовы пройти? Как долго вы сможете это вынести? После этого следуют этические вопросы. Какие есть опции? Использовать донорскую яйцеклетку? В пробирке? Парам необходимо обсудить и прийти к согласию по этим решениям.

Эмоциональный опыт

У бесплодной пары очень широкий диапазон и глубина эмоций.

Гнев. Я не сотрясала кулаком в воздухе, хотя некоторые люди так делают. Это сложная сфера для христиан. Вы осознаете, что способность иметь ребенка — это нечто большее, чем встреча сперматозоида с яйцеклеткой. Этот вопрос находится в прямой зависимости от Бога, Его благословений и Его воли относительно вашей жизни. Но когда вы не беременеете, вы начинаете задавать вопросы Богу: «Почему, Бог? У нас счастливый брак. Почему это происходить с нами?» Гнев присутствует во всем. Он прорывается во всех ситуациях, которые напоминают вам о вашем бесплодии. Малыши. Беременные женщины. Реклама подгузников по телевизору. Женщина в церкви моего возраста, которая выносила две беременности, в то время как я проходила через все процедуры, связанные с бесплодием. Я негодовала на нее. Мне стыдно за мой гнев по отношению к ней, но именно его я ощущала в тот период.

Ощущение ущербности и сломленности. «Я должна быть среди бракованных товаров. Я неполноценная женщина. Я не способна к тому, к чему призвана каждая женщина», — думаю, что у мужчины могут быть подобные мысли, если причиной бесплодия в паре является он. Его мужественность под вопросом. Он не может участвовать в зачатии ребенка. Он не может быть продолжателем рода. Беспомощность. Другие пары принимают решение родить ребенка и, через несколько циклов, они беременны. Складывается впечатление, что они контролируют свою жизнь. Будучи бесплодными, вы чувствуете, что вы ничего не способны контролировать. Вы делаете то, что вам говорят делать, и продолжаете ухабистый хаотический путь. Иногда вы отступаете назад и наблюдаете за происходящим со стороны, как посторонний наблюдатель.

Грусть. Сложные праздники и особые события. День матери. В один год в нашей церкви попросили всех матерей встать. Все аплодировали. В этом нет ничего плохого, но это раздавило меня. Я тоже хотела встать. Вместо этого, я просто растворилась. В праздники всегда тяжело. Рождество в Америке очень сосредоточено на детях. Родственники со сладкими малышами приходят на семейные обеды. Вечеринки по случаю рождения ребенка? Это невозможно вынести! У близкой подруги скоро родится малыш. Идти ли мне на вечеринку? Не идти? Как мне показать, что я люблю ее, но, в то же время, не хочу быть на вечеринке по случаю рождения ее ребенка?

Чувство стеснения в церкви. В церкви, которую мы посещаем, 300 детей. В ней объявляют, когда родился новый малыш. Люди держат своих детей на руках во время прославления. Я плакала каждое воскресенье в церкви на протяжении года. Я испытывала чувство вины из-за своего гнева, из-за моей зависти по отношению к другим, из-за недостатка радости за их благословения.

Изолированность. Если Бог не отвечает на мои молитвы, значит я человек второго сорта. Теологически это не является истинной, но я думала именно так. Я чувствовала себя в изоляции. У нас была большая проблема, и мы ничего не могли предпринять для ее устранения. Мы пытались быть общительными, но нам хотелось отдалиться от людей.

Семейный стресс. Все эти решения. Какой метод попробовать? Как долго стоит пытаться? У вас есть расходы, много разочарования и много стресса. Я боялась, что Фил оставит меня из-за моего бесплодия. Сожалеет ли он, что женился на мне? Это вопрос однажды пришел мне на ум. Фил ответил: «Это не ты бесплодна. Это мы бесплодны». Его ответ очень поддержал меня.

Боль других членов семьи. Ваши родители переживают вместе с вами. Они хотят внуков. Они хотят, чтобы вы были счастливы. Они чувствуют себя беспомощными. Моя мама повторяла: «Неужели врачи ничего не могут сделать?» Родственники со стороны мужа могут отвернуться от вас, если вы являетесь бесплодной. Вы вышли замуж за их сына и не можете родить им внуков. Сестра моего мужа родила дочь в первый год наших попыток забеременеть. Через несколько лет они позвонили, чтобы сообщить: «Мы вновь ждем малыша. Это мальчик». Помню, я подумала: «Как здорово! У них двое детей. У них есть девочка и мальчик. У них идеальная семья». Если бы мы жили неподалеку и могли бы видеться каждый день, возможно, мне было бы сложно радоваться за них. Мне пришлось учиться справляться с такими чувствами.

Реакция друзей. Люди добавляют в вашу жизнь много стресса своей бесполезной реакцией, бездумными замечаниями и ненужными советами. В то же самое время, они могут быть самой большой поддержкой. Если ваши друзья беременны, у вас может появиться искушение избегать их. Возможно, они не понимают, как вы себя чувствуете. Они спрашивают вас: «Почему ты такая расстроенная?» Потом они говорят вам прямо: «Приди в себя!» Люди не хотят причинить вам боль, но все же это делают.

Истории. Люди рассказывают вам истории: «У меня была подруга, которая усыновила ребенка, а потом забеременела. Тебе нужно усыновить малыша!» Ваш ответ: «Правильно. Отличный план. Я пройду процесс усыновления, чтобы забеременеть». Вы хотите это сказать, но вы этого не делаете. Помните, вы испытываете такой стресс и отчаяние, который сродни стрессу от хронического или смертельного заболевания.

Реакция христиан. Люди имеют определенную точку зрения относительно того, какие репродуктивные технологии приемлемы. Вы собираетесь осуществить зачатие в пробирке? Правильно ли так поступать? Правильно для нас? Люди, вероятнее всего, будут высказывать свое мнение по поводу широкого спектра методов. Это может походить на вторжение в вашу личную жизнь.

Степень вашей веры. «Если вы будете иметь больше веры, Бог благословит вас ребенком. У вас просто недостает веры», «у вас неправильная реакция на ваши страдания», «доверьтесь Господу! Он знает, что лучше для вас. У него для вас замечательный план», — люди вскользь говорят вам эти слова, и они никак не помогают. Они налагают на вас еще одно бремя: у вас недостает веры!

Будучи бесплодной, я выплакала миллионы слез. Я со слезами обращалась к Богу. Я читала Библию. Читала про Анну, Рахиль, Сарру, читала про Елизавету. Но все они впоследствии родили своих детей! Я вновь и вновь перечитывала эти истории, думая, что это мне поможет. Это помогло мне вот в чем: подтвердило, как тяжело быть бесплодной. Анна плакала: «Дай мне ребенка или я умру». В моих собственных страданиях я пустословила и неистовствовала. Если я видела историю по телевизору о том, как младенца выкинули в мусорный контейнер, или о ребенке, который страдал от насилия, я пронзительно кричала в телевизор. Таким образом, я давала выход своему гневу.

Горе. Нет похорон. Нет захоронения. Нет цветов. Нет открыток. Несмотря на это есть смерть: смерть надежды на чудо появления ребенка — плода вашей любви.

Как душепопечитель смог бы работать со мной? Я разгневана. Я чувствую себя ущербной. Я пытаюсь понять, где во всей этой истории Бог, но не могу. Я прихожу к вам. Что вы мне скажете? Как ваш собственный опыт деторождения соотносится с моим опытом бесплодия?

Библия наполнена плачем и стонами Божьих людей. Вы можете столкнуться с ними в повествовании, поэзии и пророчествах. 52 псалма — это псалмы плача-стенания, в основном написанные Давидом. Он говорит: «Бог, спаси меня! Я умираю! Что ты делаешь? Почему ты не отвечаешь?» Иногда он оплакивает свои собственные грехи. Но многократно он стенает от последствий грехов других людей.

Несмотря на то что Библия наполнена плачем, пасторам и библейским душепопечителям порой трудно позволить людям горевать таким же образом. Мы видим надежду, которую Господь имеет для плачущих в их скорби. Мы хотим, чтобы они испытали Божьи благословения. Мы хотим вырвать их из их безысходности. И мы боимся слышать их стоны, потому что, слыша их, мы неловко себя чувствуем. Их отчаянные крики испытывают нашу собственную веру. Мы становимся нетерпеливыми. Мы забрасываем их отрывками из Библии, но говорим как бы со стороны, лишенные простого человеческого сострадания. Когда мы так поступаем, мы забираем у страдающего человека привилегию разделить с нами свою скорбь. Нас выбивает из колеи спутанный, беспорядочный, иногда даже разгневанный плач этих людей. Если Бог уделяет столько места в Своем каноне скорбям и плачу, можем ли мы, как Его представители, также уделять им свое время?

Я хочу попросить вас вспомнить на мгновение некоторые из библейских выражений веры в моменты страданий от несбывшихся желаний. Помните, страстные желания, которые у меня и у вас есть, совсем не обязательно греховны. Хотя мы, грешники, часто искажаем земные утешения и ищем их независимо от Бога, само по себе желание земного утешения не является неправильным. Иак. 4:1напоминает нам, что проблема с нашими вожделениями в том, что они воюют в нас. Библия признает, что жизнь по вере включает в себя горечь потерь, взывание к Богу с просьбой о понимании и об избавлении, богоугодный гнев и богоугодное отчаяние.

Проявления веры в страданиях

1. Горечь потерь

Люди веры горюют, выражая свою веру в страданиях. Мы взываем к Богу с просьбами об облегчении, об избавлении, о понимании, о перспективах на будущее: «Боже, помоги мне понять это». Мы жаждем того, чего не имеем. И мы горюем.

Друг оплакивает смерть жены, с которой он прожил 25 лет. Он хочет ее увидеть, прикоснуться к ней, ощутить ее запах, любить ее. Мы родились с такими страстными устремлениями и желаниями. Когда желания, подобные этим, не оправдываются, мы испытываем боль.

Знаете ли вы псалом: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:1)? Он положен на прекрасную мелодию. Но эта мелодия не соответствует словам данного отрывка. Стенания, сильная жажда: «У меня нет воды, я высох». Если бы я пробыл в пустыне три дня без воды, подобно израильтянам в книге Исход, я бы не пел такую мелодию. Я бы стенал: «Я не могу с этим справиться. Мне плохо».

Что вы делаете, когда люди, которых вы консультируете, выражают сильные стремления, желания, которые не оправдались? Подавляете? Пресекаете их? Возможно, вам удастся прервать их погоню за желаемым, но вы не остановите его. Мне нравится все сладкое. Благодаря самоконтролю, я могу перестать есть сладости. Но при этом мое стремление к сладкому никуда не исчезнет. Вы не можете остановить желание, просто отключив его.

Но Бог использует наши желания, чтобы привлечь нас к Себе. Горечь и скорбь о потере — это приемлемый и верный ответ на страдания. Иисус горевал, глядя на Иерусалим: «Иерусалим, Иерусалим!.. Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица птенцов своих под крылья…» (Лк. 13:34). Он скорбел о Лазаре. Даже несмотря на то что Он знал, что воскресит Лазаря из мертвых, Он горевал. Вы тоже можете горевать и скорбеть, оставаясь при этом верными Богу.

2. Богоугодный гнев

Как выражается богоугодная жизнь, когда я гневаюсь? Богоугодный гнев, не оскверняющий плоды Духа, направлен на настоящую причину — последствия грехопадения. Грех разрушил наш мир с Богом и тот мир, в котором мы живем. И вполне естественно гневаться на это.

Но когда я гневаюсь на обстоятельства, мне не хочется быть среди людей. Мне неприятно быть в обществе человека, на которого направлен мой гнев. Я избегаю его. Мне даже в какой-то мере хочется наказать его. Это не является проявлением богоугодного гнева. Богоугодный гнев сводит людей вместе посредством примирения. Богоугодный гнев приближает людей к Богу. Богоугодный гнев связан с несправедливостью и попытками ее урегулировать.

3. Богоугодное отчаяние

Богоугодное отчаяние признает суетность этого мира. Мы стремимся к такому большому количеству всего того, что мы должны иметь согласно понятиям, принятым в нашей культуре, продиктованным нашими друзьями и семьей. Но, в конце концов, все то, чего мы достигли и что получили, не приносит ни надежду, ни счастье. Книга Екклесиаст описывает суетность жизни: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё — суета и томление духа!» (Еккл. 1:14) Находясь в отчаянии, мы можем превратиться в требовательных и озлобленных людей. Но богоугодное отчаяние не является требовательным. Оно позволяет окружающим проявить поддержку. Человек, испытывающий богоугодное отчаяние, помнит о Божьей верности даже тогда, когда ее не ощущает.

4. Богоугодное взывание к Богу об облегчении и понимании

Через все Писание мы видим примеры, как Божьи люди, находясь в страдании, взывали к Нему. Вы никогда не задумывались, почему Бог уделяет так много места в Писании разного рода взываниям, воплям и стонам, обращая на них наше внимание? Чтобы доказать, что мир разрушен? Частично Бог говорит нам, что наши страдания дороги ему. Он ведет учет каждой нашей слезе (Пс. 55:9). Взывайте к Богу так же, как и другие мужчины и женщины веры веками взывали к Нему.

Бог наш избавитель. Но Он не всегда избавляет нас, ведя путем, на который мы надеялись или рассчитывали. Иногда Он избавляет нас путями, совершенно непостижимыми для нас.

Вспомните примеры из Библии. Он сказал Иисусу Навину: «Обойдите вокруг стен Иерихона семь раз. Пойте. Трубите в трубы». Не странно ли это? Но стены Иерихона пали! Бог повелел Гедеону существенно ослабить боевую силу своей армии до 300 воинов перед тем, как завоевывать мадианитян. Бог сказал Иосафату: «Выступай в битву, но первыми пошли певцов». Но вот наиболее поразительный пример: Бог посылает страдающего Слугу как Царя. Неужели это лучший способ для прихода Царствия Божьего? В нашем представлении это бы выглядело по-другому. Бог не всегда творит то, что мы хотим, когда мы этого хотим или как мы этого хотим. Нам необходимо смотреть обновленным взором, чтобы увидеть, как и что Он делает.

Бог слышит ваши мольбы и стоны. Он близок к сокрушенным сердцем. Он спасает смиренных духом (Пс. 33:19). Богоугодные стенания напоминают Богу о Его обещаниях. Псалмопевец непрестанно напоминает Богу о Его обещаниях быть с ним, вести его, заботиться о нем, даровать ему будущее.

Богоугодные стенания не пассивны. Нужно пытаться искать пути избавления. Если вы больны, призовите пресвитеров церкви (Иак. 5:14). Просите людей молиться о вас. Нет ничего неправильного в том, чтобы искать пути избавления от страдания. Богоугодные стенания исходят из сердца человека, который позволяет другим разделить его страдания.

Мужчины и женщины в Библии взывают к Богу с просьбой о понимании. Многие из этих стенаний спутанные. Подумайте, сколько стихов в книге Иова пропитано стенаниями Иова, исходящими из глубины его души, с мольбами о понимании. Бог не упрекнул за это Иова, в то время как Он упрекал его друзей-советчиков. Покаялся ли Иов за свои стенания, пронизанные мольбами о понимании? Нет. Он раскаялся в том, что он, праведник, требовал, чтобы Бог дал ему ответ за его страдания.

В книге Плач Иеремии автор оплакивает события в Иерусалиме. Иеремия задает Богу вопросы: «Ты решил забыть нас навеки? Почему Ты используешь вавилонян (этих язычников) для нашего наказания? Как Ты терпишь их беззакония? Ты спасешь нас?» В середине книги после 20 стихов описания того, как Бог сокрушил его: заставил есть нечистоты, сломал его кости, растерзал подобно напавшему медведю, Иеремия говорит: «Надежда моя на Господа, доколе я жив. Ты со мной».

Нас интересуют те же вопросы, которые задавал Иеремия: «Бог, Ты когда-нибудь вспомнишь о нас? Ты спасешь нас?» Мы знаем окончание нашей истории, но нам неизвестно, что произойдет с нами в этой жизни. Билл Смит, мой мудрый друг, сказал: «Христианская жизнь более похожа на странствия в пустыне, чем на Землю Обетованную». Мы больше не в Египте. Бог с нами, Он вывел нас из наших бедствий. Он спас и искупил нас. Но мы все еще не достигли Земли Обетованной. Что израильтяне делали во время своих странствий в пустыне? Они жаловались. Они стенали. Они требовали возвращения в Египет. Бог не отвечал на их вопли, вместо этого Он отвечал на мольбы Моисея. Различие заключалось в вере. Мольбы веры: «Бог, я знаю Твой характер. Я не понимаю, что Ты делаешь. Но я знаю, что Ты мой Бог».

5. Богоугодное ожидание

Христиане, которые пребывают в страдании, также ожидают. Это не пассивное ожидание с выносливостью стоика. Это активный выбор успокоиться и положиться на Божью благость, и с надеждой ожидать, что однажды испытания придут к своему завершению. Фил Райкен, пастор Десятой пресвитерианской церкви в Филадельфии сказал: «Мы плачем и стенаем в этой жизни. Но находясь в скорби, мы в то же время находимся в ожидании» [1].

Ожидание оберегает наши сердца. Оно помогает переориентировать самих себя. Мы ждем активно, не пассивно, без фатализма. Мы не требуем: «Бог, сделай же что-то». Мы не сидим в стороне и ожидаем, пока Он осуществит наши требования. Богоугодное ожидание размышляет над Божьим характером, над Его благостью, святостью, справедливостью, Его благодатью и всемогуществом. Богоугодное ожидание дорожит тем утешением и успокоением, которое Он дает. Богоугодное ожидание задается вопросом: «Господь, помоги мне видеть все неожиданные благословения, которые Ты мне посылаешь всё это время».

Вот каким должно быть ожидание. Таким должно быть преклонение перед Богом. Активное ожидание требует самоанализа: вы обнаруживаете те сферы жизни, которые любите чересчур сильно, которые стали чем-то вроде похотей, как, например, бесконечные способы лечения бесплодия. Вы проводите бо́льшую часть своей жизни, сосредоточившись на этом, и это начинает контролировать всю вашу жизнь. Но вы можете остановиться и сказать самому себе: «Нет. Я хочу любить Бога за то, кем Он является, за то, что Он сделал для меня. Я хочу исследовать свое сердце. Я не хочу быть поглощена поиском способов лечения бесплодия».

Слишком часто библейские душепопечители сразу переходят к этапу самоанализа и тем самым изображают богоугодное ожидание как мирное, спокойное (такой подход раскрывает коварное небиблейское богословское утверждение, согласно которому, если мы основываем свою надежду на Христе, мы не будем страдать. — Прим. Авт.). Когда мы так поступаем, мы отнимаем у людей возможность выразить их веру через богоугодную скорбь и богоугодное взывание к Богу. Люди нуждаются в том, чтобы пройти через время скорби и плача. Это один из способов общения с Богом. Ожидание — это преклонение перед Богом. Ожидая, мы находим утешение в Его истинах. Бог проявляет Свою милость посреди страданий. Он не получает удовольствия от страданий. Он пообещал избавление. Мы ожидаем, даже несмотря на то что продолжаем искать решения наших проблем.

Основные цели душепопечения

Как душепопечитель должен работать с парами, страдающими бесплодием? Наибольшее внимание стоит обратить на три сферы.

1. Оценка

В то время как опекаемые рассказывают вам свою историю, задайтесь вопросом: «Что я слышу в рассказе опекаемых об их боли?» Например, какие были взаимоотношения внутри пары до того, как они столкнулись с вопросами бесплодия? Как они общались и служили друг другу? Знают ли они Бога? Кем Он для них является? Кем Он был для них до начала лечения бесплодия?

2. Обучение

Если пара уже какое-то время провела в лечении бесплодия, вероятнее всего, они осведомлены обо всех последних возможностях в области лечения бесплодия. Но они могут нуждаться в обучении в других вопросах.

Эмоциональные и гормональные циклы. Опекаемые часто не осведомлены о ежемесячных эмоциональных и гормональных циклах женщины. На фазе преобладания гормона эстрогена женщина чувствует себя более счастливой и энергичной. Вероятнее всего, в этот период у нее большие надежды забеременеть. Потом наступает прогестероновая фаза. У женщины начинается менструация, и она терпит крах, физически и эмоционально. Понимает ли пара эту цикличность и принимает ли во внимание те нужды, которые возникают на различных этапах цикла? Обсудили ли они, как долго они будут продолжать попытки забеременеть? Какие способы лечения приемлемы для них, а какие нет?

Стресс. Несмотря на то что вы не можете просто сказать: «Успокойтесь», некоторые исследования говорят о том, что пары, у которых в жизни меньше стресса и взгляд на будущее полон надежды, беременеют с большей вероятностью. Будучи душепопечителем, задайтесь вопросом: «Как я могу помочь этой паре уменьшить стресс, который они испытывают в лечении бесплодия?» Предложите время для размышления над Словом Божьим и для веселого совместного времяпровождения. Предложите паре не проводить все свое время в разговорах о бесплодии. Им нужно быть внимательными к другим аспектам жизни, которые Бог посылает им в это время.

3. Достойная скорбь

Как выглядит богоугодная жизнь в моменты скорби? Когда я гневаюсь? Когда я взываю к Богу? Посмотрите, как Божьи люди проходят через это в Писании. Когда они скорбят достойно, они выражают свою боль. Обратитесь к Плачу Иеремии: «Я чувствую себя обособленно. Я одинок. Я раздавлен». Горюющие также выражают гнев на несправедливость и просят Бога послать пути избавления. Помогите вашим опекаемым выразить все это, наряду с выражением благодарения и надежды на будущее. Однако, когда они гневаются или испытывают боль, им трудно ясно мыслить. Они не могут найти помощь, прочитав глубокую теологическую статью. Поэтому давайте им одну простую мысль, за которую они смогли бы ухватиться. Может быть, это будет один отрывок или стих из Писания. Им нужно бороться, но в то же время они должны ожидать. Ободряйте их прославлять Бога своим ожиданием и своей скорбью, а также ободряйте их позволять Богу исследовать их сердца.

Душепопечителям необходимо размышлять, как они сами реагируют на страдания и скорби в своей личной жизни, до того, как они смогут помогать другим. Если душепопечители этого не делают, то они будут просто перекладывать свои предубеждения и ошибки на своих опекаемых. Как ты, душепопечтель, реагируешь на неприятности (горе) и потери? Как ты горюешь? Ты такой же фаталист, как и я? «Ну что ж. Тут мы мало что можем сделать. Будет еще один цикл. Не стоит так расстраиваться, Ким».

Иногда мы предлагаем горюющим провальные ответы. Мы переходим в режим советов: «Вы пробовали это? А вот это?» Но при таком подходе только создается видимость решения проблемы, но взаимоотношения с парой не развиваются. А как вам ответ Полианны? Люди говорят: «Не переживайте. Это вам поможет». Моя первая реакция на такие слова — раздражение: «Откуда вы знаете»? Но вместо того, чтобы отвечать, я просто закрываюсь.

Примите во внимание ваш личный опыт, связанный со способностью к деторождению. Возможно, у вас нет детей, и это причиняет вам боль. Или, возможно, у вас несколько детей, но вы были бы рады не иметь детей. В таком случае вы можете сказать: «Слушай, бери моих детей»! Ваш личный опыт в вопросе деторождения будет оказывать влияние на ваше взаимодействие с опекаемыми.

В любом случае, хорошо подумайте, прежде чем отвечать или давать совет паре, которая сражается с бесплодием.

После серии неудачных циклов лечения врач сказал нам прямо: «Хоть это и не является неэтичным продолжать попытки лечения бесплодия, но я не думаю, что это будет правильным в вашей ситуации. Мы испробовали все возможные виды лечения. Больше мне вам нечего предложить. У вас преждевременно началась менопауза». Мы согласились с советом врача и прекратили лечение.

Я закончила первую часть вопросом: «Как бы вы душеопекали меня?» (sic. — Пер.) Мы не искали помощи душепопечителя. И мы ни разу не столкнулись с такого рода помощью. Мы очень устали от всего происходящего и просто хотели покоя. Но Бог действительно заживляет раны. Время помогло: время печали, время, необходимое, чтобы все преодолеть. Я думала, что никогда более не захочу держать в руках ребенка. Но я захотела этого вновь. Мы были в небольшой церковной группе людей, которые заботились друг о друге. Они понимали и любили нас. Лидер группы часто осторожно спрашивал: «О чем мы можем молиться о вас?» Это очень помогало. Однажды я подумала, что Бог дал нам так много обещаний. Но кое-чего Он точно не обещал. Нигде в Писании Он не обещал дать мне ребенка. Он не подвел меня. Желать ребенка — это хорошо. Но я не могу требовать этого от Него. Дети — это благословение, но они не обещаны нам каждому лично. Мы получаем благословения не потому, что мы хорошие люди или потому, что мы их заслуживаем. Они просто приходят. Это было откровением для меня. Мало-помалу я перестала чувствовать себя ущербной. Я начала верить в то, что «все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Бог добр, и Он хочет блага для меня. Но это благо не включает в себя биологических детей. Мне нужно было ждать и доверять Ему.

Через четыре года после того, как мы прекратили лечение бесплодия, мы начали процедуру усыновления. Но в тот период печаль настигла Фил. Проходя процедуру усыновления, осознаешь: «Этот ребенок не будет похож на нас». С моей печалью было покончено. Я осознавала, что ни один ребенок никогда не будет похож на меня, но Фил все еще горевал по этому поводу. Нам нужно было справиться с его печалью. Люди в разные периоды жизни горюют по-разному.

В конце концов, мы получили благословение, которое отличалось от того, которое мы ожидали изначально. И это благословение очень приятное и драгоценное. Бог действовал посредством всех этих испытаний и тревог. Он благословил нас более ясным представлением о Себе Самом и о том, какой в действительности является христианская жизнь и на что полагать наше упование. Это наша долговременная надежда. Петр сказал: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому…» (1 Петр. 1:3).

Бог прославляется, избавляя нас от страданий, но Он также прославляется, не избавляя нас от страданий. В любом случае, Бог всегда стремится даровать нам Свое самое величайшее благословение: Себя Самого!

Оригинал © The Journal of Biblical Counseling, перевод © Help for Hear†, Кимберли Монро

Shares